Пн-Пт 18:00-21:00

«Пинская тридцатьчетвёрка»: загадка лета 1941-го

«Фото «пинской тридцатьчетверки» уже много раз появлялись на различных краеведческих, военно-исторических и технических форумах в интернете», – рассказал  Юрий БУШИК, – Локацией изображения советского танка Т-34 времен начала Великой Отечественной войны часто обозначался и подписывался «Пинск». Но долгое время надпись о местонахождении боевой машины вызывала сомнения у людей, интересующихся вопросом. Причин тому немало. Откуда летом 1941 года на Полесье танк? Ведь известно, что танковых частей в этой местности в начале войны не было.

Следующий момент, смущавший поисковиков: как здесь оказался такой новейший средний танк как Т-34? Да, боевая машина уже была принята на вооружение Красной Армии, но к началу войны в войска поступала в небольших количествах, еще хуже обстояло дело с освоением и внедрением новой техники. Так, к  1 июня 1941 года в западных военных округах эксплуатировалось только 38 «тридцатьчетверок», а к началу войны для танков Т-34 удалось подготовить не более 150 экипажей.

Сомнения по поводу принадлежности танка к Пинску возникали и в привязке к местности. На первых опубликованных фото не было четких ориентиров, ясно указывающих на архитектуру города над Пиной.

 

Но время шло, перечень с изображениями «пинской тридцатьчетверки» пополнялся все новыми снимками, а недавно в Пинске появилось и оригинальное фото. Его выкупили на аукционе.

Это вызвало новый интерес к изучению истории «тридцатьчетверки».

Что же удалось узнать о загадочном фото, и мог ли в действительности танк Т-34 побывать на Пинщине летом 1941-го?

pinsk tank02 labur by

Где эта улица, где этот дом?

На обороте фотографии – надпись на немецком «Pinks der erste ri. Panzer», что можно перевести как «Пинск. Первый танк». На снимке привлекает внимание фон с деревьями, столбами и зданиями. По ним угадывается, что боевая машина запечатлена возле дома по современному адресу в Пинске: улица Куликова, 3 (до войны бывшая улица Броварная).

Т-34, не старше «трёх месяцев от роду»

Про сам танк можно с уверенностью сказать, что это знаменитый Т-34. Модель раннего выпуска, исходя из визуального анализа характерных технических особенностей конструкции, отдельных элементов, внешних признаков, компоновки, данный экземпляр произведен не ранее марта 1941 года.

На это указывают 76-миллиметровая пушка образца 1940 года Ф-34 с длиной ствола 41,5 калибра, которая устанавливалась на Т-34 с марта 1941-го, защитные планки по бокам от маски пушки производства не ранее того же месяца 41-го, антенный ввод в передней части правого подкрылка, опорный каток с наружной резиновой амортизацией с перфорацией и протектором, удлиненные передние грязещитки, высокий ящик орудийного ЗиП в передней части на левой полке – такой ставился с весны 1941 года Харьковским заводом № 183 им. Коминтерна.

«Брошенный» танк

Видимых следов боевого воздействия на танк нет, как нет и повреждений на нем. Предположительно, машина оставлена экипажем. В роковые дни лета 41-го причиной потери танков часто были поломки, неисправности, недостаток горючего и снарядов. Впрочем, история «пинской тридцатьчетверки» могла быть и совершенно иной. Такой, как у Т-34 в городе Слоним Гродненской области. Фотографии пинского и слонимского танков похожи. «Слонимская тридцать-четверка» тоже «припаркована» у двухэтажного кирпичного здания в городе, тоже под балконом на втором этаже, ее тоже многократно фотографировали проезжающие немцы и определенное время называли «брошенной». Только позже, благодаря найденной на интернет-аукционе фотографии из коллекции немецкого солдата, появилось представление, как выглядел танк непосредственно после боя. На раннем фото машина охвачена пламенем, рядом с ней лежат погибшие танкисты. Исследователи чаще всего обозначают Т-34 в Слониме как «подбитая при попытке прорыва из Белостокского котла, скорее всего, 6-й механизированный корпус».

pinsk tank03 labur by

Зачем нужен был трос

«Пинская тридцатьчетверка» появилась на современной улице Куликова не сразу. Внимательный читатель увидит, что правый передний грязещиток вогнут внутрь и вправо, с правой стороны повреждены вьючные принадлежности. При поиске более ранних фотоизображений танка в Пинске обнаруживаются неожиданные детали. Оказывается, что машина первоначально была сфотографирована на перекрестке нынешних улиц Ленина – Советской – Куликова – площади Октября. Отчетливо видны признаки буксировки – на переднем правом рыме закреплен трос. На разных фото трос располагается вдоль правового борта и спереди. Также на некоторых снимках рядом зафиксирован грузовик ЗИС-5 с довоенными номерными знаками общегражданского образца 03 00 26. Откуда именно и с какой целью танк был отбуксирован на тогдашнюю улицу Броварную? Эти вопросы остаются пока без ответа.

Танки в болотах Пинщины

Что известно точно, так это обстоятельства упоминания о танках на Пинщине в оперативных советских документах, датируемых июнем-июлем 1941 года.

Из шифрограммы, полученной в Главный Морской Штаб ВМФ в 07.50 26 июня 1941 г. от Пинской военной флотилии:

«Оперсводка ПВФ на 19.00 25.06.1941: Для обороны ПВФ заняла огневую позицию: МНМН (монитор – прим. авт.) «Житомир», «Бобруйск»; четыре БКА (бронекатера – прим. авт.) выше Пинска 20 км МНМН «Смоленск», «Винница», «Витебск» и пять БКА ниже Пинска. Стрелкбат и 10 танков на позиции Дубовой [Дубой]. … № [00]13».

7 июля 1941 года в Главный Морской Штаб ВМФ поступает шифрограмма от Пинской военной флотилии:

«Товарищу Алафузову. 75 СД с 4 танками во взаимодействии с Пинской военной флотилией отошла на рубеж обороны озеро Чёрное [Червоное], Жидковичи [Житновичи], Припять…».

Также есть упоминания, что еще 24 июня 1941 года моряки снабдили топливом советские танки в районе Дрогичина. Правда, во всех указанных документах нет ни слова о типах и моделях танков.

pinsk tank04 labur by

Пропавший эшелон

Определенную аналогию представляет фото захваченного танка Т-34 у железнодорожной станции в Лунинце. По одной из версий форумчан, исследовавших вопрос появления на Полесье новейших средних танков, машины оказались здесь случайно. Танки следовали к западным границам СССР в составе железнодорожного эшелона. Военную технику отгрузили за пару дней до войны из Харьковского завода в Белосток. Там новенькие танки ждали механизированные корпуса ЗапОВО, но так и не дождались. С началом боевых действий началось стремительное продвижение войск Вермахта вдоль основных железнодорожных коммуникаций. Составы с техникой для оказавшихся в окружении советских частей уходили с линии удара по другим веткам.

Подобным образом сложилась трагическая судьба «гродненского эшелона», который должен был доставить тяжелые танки КВ-2 майско-июньского выпуска в 29-ю танковую дивизию 11-го мехкорпуса. Несколько машин обнаружены на немецких фото взорванными либо брошенными в пойме реки Березина в Ивьевском районе Гродненской области. 14 июля 1941 года дивизия, для которой предназначались танки, прекратила свое существование.

Пути отхода эшелонов вели и на юг – в земли Полесья. На узловых станциях Лунинца и Пинска новенькие «тридцатьчетверки», не успевшие дойти до частей, вероятно, сняли для использования здешними войсками. То, что пинская и лунинецкая Т-34 с литой башней не имеют тактических знаков, может служить косвенным подтверждением данной версии.

Пока история «пинской тридцатьчетверки» полна догадок и предположений, остаются вопросы, на которые нет однозначных ответов. Но хочется надеяться, что новые технологии, возможности изучения документов, фотоизображений, других источников информации, подкрепленные энтузиазмом исследователей, смогут помочь разобраться в этом необычном, ранее не  известном эпизоде 79-летней давности.

Фото предоставлено Юрием Бушиком.

Источник: http://www.pinsknews.by/?p=84799

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Популярные новости

Последние новости

Новости соседей

 
VK
ОК
FB

 

События

Акции

Последние объявления

Популярные объявления

Контакты

Индивидуальный предприниматель
Устымчук Алексей Михайлович
Свидетельство № 290822611 выданное
Ивановским РИК от 26 января 2010 года.
УНП 290822611
225793, Брестская обл., г. Иваново,
ул. Чырвоная, 4, тел. +375-29-622-65-43
р/с BY47 PJCB 3013 5215 3210 0000 0000 0933
в Центр банковских услуг 506 «Приорбанк» ОАО,
код 749, ВІС PJCBBY2X

Мы в социальных сетях

Оплата услуг сайта Labur.by

© 2017 LABUR.BY Весь Янов тут.
0
Сохранили
0
Сохранили